О чем сериал «Черное Зеркало»?

Фильмы и сериалы

С каждым веком человечество стремится к разгадкам своих вопросов всё более нетерпеливо. Мы запустили колесо прогресса, и будущее уже здесь, приветствуя нас с улыбкой (а может, со злобной ухмылкой?). Но несмотря на все достижения, человеческие души остались неизменными. Любовь, ненависть, отвращение, стыд — всё это по-прежнему делает нас людьми, узнаваемыми для любого, от древних греков до современных хипстеров.

Сериал «Чёрное зеркало» использует этот универсальный язык эмоций, чтобы напомнить нам о сущности человечности. О том, что значит быть человеком.

Концепция сериала

«Черное зеркало» (англ. Black Mirror) — британский фантастический телесериал-антология, созданный Чарли Брукером. Основной темой сериала является воздействие информационных технологий на человеческие взаимоотношения. Каждая серия представляет собой самостоятельную историю и не связана с другими ни сюжетом, ни актёрским составом, ни временем, ни местом действия. Как утверждает Брукер, все эпизоды объединяет сатирический взгляд на образ жизни в современном обществе.

Чарли Брукер поясняет, что название «Черное зеркало» отсылает к темным экранам электронных устройств, которые присутствуют в каждом доме. «Если технологии — это наркотики, а так оно и есть, то какие побочные эффекты мы наблюдаем? Граница между удовольствием и дискомфортом — это место, где разворачиваются события моего драматического сериала „Черное зеркало“».

Начальные два сезона шоу «Чёрное зеркало» транслировались на британском телеканале Channel 4 в декабре 2011 года и феврале 2013 года соответственно. 16 декабря 2014 года вышел специальный рождественский эпизод. В сентябре 2015 года американский стриминговый сервис Netflix приобрел права на телешоу, заказав 12 эпизодов, которые впоследствии были разделены на третий и четвёртый сезоны, по 6 серий в каждом. Третий сезон вышел 21 октября 2016 года, а четвёртый — 29 декабря 2017 года. 28 декабря 2018 года на Netflix был выпущен полнометражный интерактивный фильм «Чёрное зеркало: Брандашмыг». Премьера пятого сезона шоу, состоящего из трёх эпизодов, состоялась 5 июня 2019 года.

Производство

Первые два сезона были созданы продюсерской компанией Чарли Брукера Zeppotron по заказу фирмы Endemol. В пресс-релизе Endemol охарактеризовал «Чёрное зеркало» как «гибрид „Сумеречной зоны“ и „Непридуманных историй“», который затрагивает наши страхи и тревожное отношение к современному миру и техно-паранойе. Телеканал Channel 4, где сериал был показан, описал первый эпизод под названием «Национальный гимн» как «остроумно закрученную притчу в эпоху Twitter». Первый сезон «Чёрного зеркала» выходил в эфир на Channel 4 с 4 по 18 декабря 2011 года, а второй сезон — с 11 по 25 февраля 2013 года.

Сезон 3

В сентябре 2015 года стриминговый гигант Netflix заказал 12 новых серий «Чёрного зеркала», которые должны были быть разделены на два сезона. В марте 2016 года Netflix приобрёл права на показ сериала за 40 миллионов долларов. Имена шести эпизодов третьего сезона были объявлены в июле 2016 года.

Сезон 4

В мае 2017 года на Reddit без официального подтверждения раскрыли названия всех шести серий четвёртого сезона и имена их режиссёров.

Первый трейлер четвёртого сезона был представлен 25 августа 2017 года, в котором были перечислены все шесть названий серий.

Начиная с 24 ноября 2017 года, Netflix начал публиковать серию постеров и трейлеров к четвёртому сезону сериала, запустив акцию под названием «13 дней „Чёрного зеркала“».

6 декабря Netflix выпустил трейлер с кадрами из всех серий четвёртого сезона и анонсом, что сезон выйдет 29 декабря.

«Бандерснэтч»

Первый полнометражный фильм, являющийся частью антологии «Чёрное зеркало», получил имя «Чёрное зеркало: Бандерснэтч» и появился на платформе Netflix 28 декабря 2018 года. В центре сюжета молодой программист Стефан Батлер (Финн Уайтхед), который в 1984 году адаптирует фэнтезийный роман в видеоигру, сталкиваясь с постоянной необходимостью принятия решений. «Бандерснэтч» — интерактивное кино, где зрителю периодически предлагается выбрать одно из двух возможных решений для главного героя, что влияет на дальнейшее развитие событий. Другие роли исполнили Уилл Поултер, Крэйг Паркинсон, Элис Лоу и Азим Чоудхри.

Пятый сезон

В марте 2018 года канал Netflix сообщил о продолжении сериала на пятый сезон.

В апреле 2019 года Чарли Брукер объявил, что пятый сезон «Чёрного зеркала» выйдет уже в этом году.

Первый трейлер пятого сезона был представлен 15 мая 2019 года. Премьера сезона состоялась 5 июня 2019 года.

Шестой сезон

Netflix не закрыли сериал официально, но его производство было приостановлено из-за конфликтов с правообладателями Endemol Shine Group. В июле 2020 года Endemol Shine Group стала частью новых владельцев Banijay Group. Однако проблема с авторскими правами так и не была решена.

26 апреля 2023 года вышел первый трейлер шестого сезона. Премьера сезона состоялась 15 июня 2023 года.

Седьмой сезон

Четырнадцатого марта 2024 года был анонсирован седьмой сезон. Создатели обещают шесть новых историй и планируют выпуск в 2025 году.

Критика

В первом сезоне сериал получил положительные отзывы за свою новаторство и неожиданные повороты, напоминающие стиль «Сумеречной зоны». Майкл Хоган из The Daily Telegraph назвал первый эпизод «Национальный гимн» «невероятно смелым и острым анализом современных медиа через призму чёрного юмора». Он также отметил, что «идея гениальна. Сатира настолько дерзкая, что я не мог оставаться равнодушным и восклицал. Почти как та бедная свинья».

Второй сезон также получил признание критиков. Люк Оуэн из Flickering Myth высказал своё мнение об эпизоде «Я скоро вернусь», отметив, что «это чрезвычайно красиво сделанный сериал. Подход с медленным рассказом и тёмной атмосферой создаёт захватывающий эффект, а актёрская игра Этвелл великолепна». Девид Симс из The A.V. Club оценил эпизод «Белый медведь» ниже, чем другие эпизоды, но похвалил неожиданный поворот сюжета.

Третий сезон получил положительные отзывы. Эмили Сент-Джеймс из Vox дала ему 4 звезды, отметив, что «сериал почти никогда не бывает скучным». По её мнению, третий сезон, как и предыдущий, был одновременно «блестящим, достаточно хорошим и местами довольно глупым». Она высоко оценила эпизод «Сан-Джуниперо», но высказала мнение, что остальные эпизоды могли бы быть короче, а тема социальных сетей — ограничена. Ричард Лоусон из Vanity Fair отметил, что все эпизоды были «по-своему увлекательными», но посчитал, что у «Люди против огня» самая слабая предпосылка и качество производства.

Исполнение и актёрская игра в четвёртом сезоне получили высокую оценку. Брэд Ньюсом из Sydney Morning Herald похвалил кастинг сериала, особо отметив качественную постановку и игру актёров в эпизоде «USS Каллистер». Соня Сарайя из Variety подчеркнула, что четыре из шести эпизодов исследуют человеческое сознание в контексте технологий. Она рассматривала «Чёрный музей» как пример недостатков сериала с его искусственным сознанием, использованием насилия и сюжетными ходами, которые вынуждают персонажей «быть глупыми и/или злыми». Несмотря на это, Сарайя отметила, что постановка и игра актёров были «прекрасными», и похвалила «USS Каллистер» и «Металлист» за отход от «типичного строгого футуризма» «Чёрного зеркала».

Пятый сезон встретил разнополярные отклики. Хью Монтгомери из BBC отметил, что сериал содержит «один хороший эпизод и два, которые варьируются от среднего до плохого». Монтгомери охарактеризовал «Бросок гадюки» как «один из лучших и глубочайших» эпизодов. Кэтрин ВанАрендонк из Vulture высказалась, что «пятый сезон представляет собой хаос, и ничто в нем не говорит о том, что «Черное зеркало» сохраняет свою изначальную, раздражающе точную интерпретацию стирающихся границ между цифровым и человеческим».

Шестой сезон получил положительные отклики. Кейли Дрей из The A.V. Club отметила: «Честно говоря, это сериал, который требует, чтобы вы отложили телефон в сторону и сосредоточились. И после спорного пятого сезона шоу (который вызвал у многих критику за злоупотребление вниманием зрителей), мы искренне рады видеть, что оно вернулось на высокий уровень».

Критики сериала «Черное зеркало» часто находят его клишированным. Норман Уилнер из Now отметил, что первые три эпизода демонстрируют «жестко шаблонные» представления наихудших сценариев и «сардонический поворот» в каждом из них, за исключением эпизода «Сан-Джуниперо». Критики из Vulture охарактеризовали шоу как неудачное, утверждая что оно ухудшалось с течением времени. ЛаТойя Фергюсон написала в Paste, что в поздних сезонах наблюдался «творческий упадок» и усиленная американизация, выражающаяся в более длинных эпизодах с высококлассными актёрами и более «отточенным» стилем, что, однако, не компенсировало снижения качества.

Награды и номинации

Сериал удостоен следующих наград:

  • 2011 — номинация на телепремию BAFTA за лучшую работу художника-постановщика.
  • 2012 — номинация на телепремию BAFTA за выдающуюся работу художника-постановщика (эпизод «15 Million Merits»).
  • 2014 — номинация на телепремию BAFTA за исключительную одиночную драму (эпизод «Be Right Back»).
  • 2017 — две Праймтаймовые премии «Эмми» за лучший телефильм (эпизод «San Junipero») и за лучший сценарий мини-сериала или телефильма (автор Чарли Брукер, эпизод «San Junipero»), а также за лучшую операторскую работу для мини-сериала или телефильма (Шеймус Макгарви, эпизод «Nosedive»).
  • 2017 — телепремия BAFTA за лучший грим и причёски, а также три номинации: лучшие костюмы, лучшая операторская работа и освещение, лучшие визуальные эффекты.
  • 2017 — номинация на премию Гильдии киноактёров США за выдающуюся женскую роль в телефильме или мини-сериале (Брайс Даллас Ховард).
  • 2017 — выдвижение на премию «Хьюго» в категории «Лучшее драматическое представление — короткая форма» за эпизод «San Junipero».
  • 2018 — 4 Праймтаймовые премии «Эмми»: лучший телевизионный фильм (эпизод «USS Callister»), лучший сценарий для мини-сериала или телевизионного фильма (Уильям Бриджес и Чарли Брукер за эпизод «USS Callister»), лучший монтаж для мини-сериала или телевизионного фильма, лучший звуковой монтаж для мини-сериала или телевизионного фильма. Также сериал был номинирован 4 раза: лучший актёр в мини-сериале или телевизионном фильме (Джесси Племонс за эпизод «USS Callister»), лучшая актриса второго плана в мини-сериале или телевизионном фильме (Летиша Райт за эпизод «Black Museum»), лучшая операторская работа для мини-сериала или телевизионного фильма (Стефан Перссон за эпизод «USS Callister»), лучшая музыка для мини-сериала или телевизионного фильма (Дэниел Пембертон за эпизод «USS Callister»).
  • 2018 — три номинации на телевизионную премию BAFTA: лучшая отдельная драма (эпизод «Hang the DJ»), лучший актёр (Джо Коул за серию «Hang the DJ»), лучший актёр второго плана (Джимми Симпсон за роль в серии «USS Callister»).
  • 2018 — две номинации на премию «Сатурн»: за лучший сериал для новых медиа и за лучшую приглашённую роль в телесериале (Джесси Племонс).
  • 2018 — номинация на премию «Хьюго» в категории лучшее драматическое представление — короткая форма (эпизод «USS Callister»).
  • 2019 — номинация на премию «Сатурн» за лучший стриминговый фантастический сериал.
  • 2020 — номинация на Праймтаймовую премию «Эмми» за лучшую приглашённую роль в драматическом сериале (Эндрю Скотт за серию «Smithereens»).

Почему стоит посмотреть сериал «Черное зеркало»

«Черное зеркало можно обнаружить на любой стене, на любом столе и в ладонях каждого человека. Это холодный, блестящий экран телевизора, монитора или смартфона. Оно представляет собой беспристрастную и неподкупную грань прогресса, в которой отражается наше собственное отражение — и не всегда оно нам будет по душе».

Так Чарли Букер, создатель и главный сценарист антологического сериала «Чёрное зеркало», объясняет его название. Сложно сказать лучше.

Это сериал о технологиях и их влиянии на нас

«Чёрное зеркало» — британский фантастический сериал. У каждого эпизода имеется собственный состав актёров, свои место и время событий, а также своя уникальная реальность. Иными словами, это сериал-антология.

В отличие от традиционных телевизионных антологий, таких как «Сумеречная зона», здесь отсутствуют какие-либо общие персонажи или рассказчик, который бы помогал погрузиться в сюжет. Что же связывает эпизоды «Чёрного зеркала»? Чарли Брукер, создатель и главный сценарист сериала, объясняет это следующим образом:

Технологии будущего, наступившего настоящего, и то, как мы уже взаимодействуем с ними или будем взаимодействовать в ближайшее время, если не проявим осторожности.

В сериалах «Чёрного зеркала» уровень технологического прогресса значительно варьируется от эпизода к эпизоду. Повесть начинается с современного времени: центральными темами становятся интернет, социальные сети и уязвимость данных. Однако с каждым новым выпуском появляются все более неожиданные элементы. Например, устройство, позволяющее владельцу пересматривать любые моменты его жизни. Искусственный интеллект, построенный на основе социальных сетей. Андроиды. Классическая антиутопия. Каждый эпизод делает акцент на одном из возможных путей развития человечества и сосредоточивается на определенных аспектах.

Мир, окружающий персонажей, не кажется оторванным или изолированным, как бы парящим в вакууме и лишенным связи с реальностью. Несмотря на то что мы видим лишь небольшие части общего контекста, происходящее на экране воспринимается как гармоничная часть чего-то более масштабного, возможного и почти реального. Помимо этого, сам сериал тоже ощущается цельным. И это не удивительно, так как в различных технологических обстановках по сути изображены одни и те же люди. Мы с вами.

Он поднимает сложные вопросы о нашем обществе

В финском языке существует замечательное слово myötähäpeä — это «общее чувство стыда», когда становится неловко за поступки другого человека. Представьте, что вы с друзьями находитесь в караоке-баре, они слишком много выпили и фальшиво поют «Ласковый май», громко смеясь. Им весело, а стыдно почему-то вам. Или, например, ваш коллега вышел на экзамен и несёт полную ахинею перед преподавателями. Вам неловко за него, хотя вы сидите на задней парте и вообще не при делах.

Представили? Именно такое чувство вам предстоит испытывать при просмотре каждой серии «Чёрного зеркала». Муж, одержимый ревностью, впадает в безумие. Вдова, поддавшаяся страсти вскоре после гибели мужа. Человек, который изменил своим принципам и продал свою душу. Кричащая безжалостная толпа. Причины будут разные, но результат одинаковый.

В такие моменты возникает желание проникнуть внутрь экрана и навести порядок, выкрикнув: «Эй, вы там! Мне здесь неудобно и очень некомфортно. Должен же быть способ сделать всё правильно и хорошо!». Но вскоре понимаешь, что такого волшебного способа просто не существует, в этих историях нет однозначно правильного решения.

Мы перед лицом не теста с правильными ответами, а пугающе реалистичного отображения жизни во всей её неприглядной сущности. Единственным нашим руководством могут быть только личные моральные принципы. Помните дилемму, с которой столкнулся Джоэл в конце игры The Last of Us? Что-то подобное переживают герои «Чёрного зеркала».

Хотя выбор сделан ещё до начала сюжета, и на экране мы видим только его последствия, сериал всё равно поднимает неудобные вопросы. Стоит ли пожертвовать репутацией и браком ради спасения жизни незнакомца? Или остаться в стороне, зная, что это приведёт к его гибели (с осознанием, что все об этом узнают)?

Следует ли перевоспитывать нарушителей, пытаясь изменить их мышление и жизнь? Или природа людей такова, что лучший способ наказания — это причинить преступникам такую же боль, которую они нанесли? Может ли общество быть гуманным или оно всегда будет соответствовать образу безумного зверя, жаждущего зрелищ и хлеба? «Чёрное зеркало» каждый раз показывает одну сторону этой сложной медали, напоминая, что их существует несколько.

Персонажи сериала вызывают неодобрение. Но легко судить о морали, сидя перед экраном, и намного сложнее сохранять принципы, когда сам попадаешь в рискованные ситуации. Вспомните, как герой романа Оруэлла «1984» вел себя в министерстве любви? В «Черном зеркале» полно таких моментов.

Сериал пробуждает сильные эмоции

Безусловно, неловкость за других людей — далеко не единственное чувство, возникающее при просмотре сериала. Эмоциональный диапазон «Черного зеркала» впечатляет: здесь и грусть, и светлая печаль, и возмущение, и радость, и недоумение. Это во многом заслуга актерского состава и сценаристов, которые создали сцены, реалистичные и по-настоящему трогающие душу.

При этом явно видно, что технический прогресс не обязательно ведет к эмоциональному развитию и не меняет нас как существа. Конечно, теперь вместо палок мы пользуемся ядерным оружием, а фотографы заменили придворных портретистов. Однако на уровне эмоций и инстинктов мы остаемся такими же, как наши предки.

Технологический прогресс движется все быстрее, что дало повод для гипотезы о технологической сингулярности. Согласно данному предположению, однажды прогресс станет настолько быстр и сложен, что станет недоступен для понимания обычными людьми. Ученые полагают, что это может произойти с появлением искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин (привет, «Скайнет»!), либо с увеличением человеческих возможностей через биотехнологии (Deus Ex, тоже привет).

Тем не менее, ни один учёный не поднимает тему эмоциональной сингулярности, что вполне логично. Эмоции по своей природе иррациональны, и зачастую мы не в силах постичь их источник. Хотя два плюс два всегда равно четыре, причины уныния или радости не всегда поддаются простому объяснению. Это вовсе не означает, что эмоции следует анализировать и детально изучать. Их магия как раз в их иррациональности. Современные технологии делают нас быстрее, выше и сильнее, но одновременно с этим они нас порабощают. Наши эмоции — едва ли не единственное, что помогает нам сохранить свободу.

Этот сериал точно стоит посмотреть

На первый взгляд «Чёрное зеркало» производит впечатление, что вызывает в основном негативные эмоции. После каждой серии можно сидеть по пять-десять минут, вглядываясь в чёрный экран и испытывая волну безысходности. Если смотреть этот сериал ночью и в одиночестве, ощущение обречённости усиливается (любители эмоционального экстрима, примите это к сведению).

Знаю несколько людей, которые прекратили смотреть сериал из-за неприятных впечатлений. «Смысл себя мучить? — говорили они. — Я буквально вынуждаю себя включить новую серию». Их отношение можно понять, но просмотр «Чёрного зеркала» действительно стоит того. Вот почему.

Каждая серия «Чёрного зеркала» напоминает древнегреческую трагедию, хоть и не по форме, а по сути. В каждом эпизоде присутствуют характерные черты трагедии: часто сюжет к концу оборачивается катастрофой, общество и люди показаны в неблагоприятном свете. Главное же — события на экране вызывают сострадание и страх, что необходимо для катарсиса.

Зачем это имеет значение? Потому что катарсис, согласно древнегреческим представлениям (особенно мнению Аристотеля), очищает душу человека, возвышает её и способствует воспитанию через сочувствие. Чувство тяжести при просмотре служит не для того, чтобы испортить нам настроение, а для того, чтобы напомнить, что мы часто поступаем подобно героям сериала. Ревность, тщеславие, зависть, страх — наши недостатки отражаются перед нами во всей своей полноте, и это вызывает дискомфорт. Однако мы в силах этому противостоять. Стыд — это не повод закрыть глаза и отвернуться, а, напротив, стимул к самосовершенствованию.

Также Чарли Брукер знаменит своим саркастическим и пессимистичным чувством юмора. Шоу «Чёрное зеркало» насыщено метафорами и сатирическими замечаниями относительно современного общества. Как насчёт этого: социум, где люди выполняют бессмысленную работу ради виртуальных очков, которые тут же тратят, чтобы улучшить свою бесполезную деятельность? Происходящее на экране часто напоминает классические антиутопии вроде «451º по Фаренгейту» или «1984», с тем исключением, что это не фантазия о будущем, а насмешка над нашим знакомым миром.

Как «Чёрное зеркало» воплощается в действительности

Безусловно, «Чёрное зеркало» — это фантастический сериал. Но практически любая его идея базируется на реальных изобретениях или актуальных информационных повестках. Некоторые эпизоды шоу уже находят отражение в нашей повседневной жизни. Мы изучили реальные аналогии ситуаций из «Чёрного зеркала» и задались вопросом, как скоро наш мир может превратиться в мир, созданный Чарли Брукером.

Бот, имитирующий реальные человеческие черты

В эпизоде сериала: в серии «Скоро вернусь» (2.01), после автокатастрофы Марта (Хейли Этвелл) теряет своего любимого Эша (Донал Глисон). После похорон её подруга сообщает о компании, способной создать цифровую копию личности Эша на основе его переписок и данных из социальных сетей. Окончательно обдумав, Марта решает попробовать и начинает общаться с виртуальным Эшем в чате…

В реальном мире: в апреле 2016 года появились новости о запуске бота, основанного на переписках и записях Романа Мазуренко, реального человека. Этот бот использует нейронные сети для моделирования ответов так, как это делал бы сам Роман. Разработчики объясняют, что их целью было продлить цифровую «жизнь» Романа, поскольку его записи и посты постепенно исчезают из сети.

Безусловно, данная технология ещё далека от идеала. Однако возникшие прецеденты поднимают вопросы не только технического характера, но и этического и правового. Должно ли получение согласия индивида на его «цифровое существование» после смерти стать обязательным? Какие права будут принадлежать его виртуальному двойнику? Кто получит авторские права на произведения, создаваемые таким образом, и кто будет нести за них ответственность? Будущему юриспруденции предстоит разработать отдельный раздел для регулирования подобных вопросов.

Влияние цифрового рейтинга на жизнь в реальности

В телесериале: в эпизоде «Обвал» (3.01). Лэйси (Брайс Даллас Ховард) обитает в городе, где личный рейтинг в социальной сети имеет общественное значение. Горожане, чьи рейтинги превышают 4,5, получают скидки и привилегии, став наиболее ценными членами общества. Напротив, пользователи с рейтингом ниже 2 воспринимаются как социопаты и изгои.

В реальной жизни: влияние индивидуального рейтинга ощутимо в различных областях — к примеру, в таких сервисах, как Uber, где водители и пассажиры обмениваются оценками, а также в программах лояльности, рассчитывающих баллы для клиентов и сотрудников.

В скором времени мы сможем наблюдать нечто подобное на уровне целого государства. Китайские власти планируют ввести специальный рейтинг для каждого жителя страны. Эта система будет учитывать все аспекты жизни: соблюдение законов, забота о родственниках, своевременная уплата налогов и прочее. За каждое нарушение рейтинг будет уменьшаться, а за старания и поддержку государственных ценностей — увеличиваться. Как в телевизионных сериалах, граждан с низкими рейтингами будут ждать ограничения: например, невозможность получения банковского кредита или разрешения на выезд за границу. Старт системы запланирован на 2020 год.

На первый взгляд, регламентированная и ясная система вознаграждений и санкций может стать отличным стимулом, особенно если интегрировать в неё элементы игр. Поработал на благо партии? Получи награду или дополнительные очки. Но приведет ли рейтингование к процветанию страны и её населения? Или станет последним штрихом в угнетении свободы и независимого мышления?

Объективы дополненной реальности

В сериале: эпизоды «Всё о тебе» (1.03), рождественский спецвыпуск «Белое Рождество», а также серии «Обвал» (3.01) и «Люди против огня» (3.05). Каждая из этих серий демонстрирует объективы дополненной реальности, которые проецируют на сетчатку глаза интерфейсы, схемы, воспоминания и тому подобное, позволяя пользователям взаимодействовать с ними.

В действительности: подобных технологий пока нет, однако что-то аналогичное уже разрабатывается. Примером может служить стартап Magic Leap, который остаётся в тени и получил инвестиции от ведущих IT-гигантов, включая Google. Создатели уверяют, что их линзы смешанной реальности произведут революцию в мире.

Журналисту Forbes удалось посетить новый офис Magic Leap, где ему продемонстрировали прототип устройства — экран, который надевается на голову. В отличие от VR-шлемов, это устройство не перекрывает обзор, а напротив, проецирует изображение непосредственно на сетчатку глаза с помощью оптической системы. На YouTube можно найти демонстрацию этой технологии. По утверждениям разработчиков, объекты на видео не добавлены в пост-продакшене, всё это можно увидеть через Magic Leap.

Любопытный факт: компания наняла Нила Стивенсона, известного автора научной фантастики («Анафем», «Криптономикон»), на должность штатного футуролога. Он занят разработкой какой-то таинственной игры для Magic Leap, о которой пока ничего не сообщается.

Технология выглядит действительно фантастично! Это можно сравнить с революцией, подобной изобретению виртуальной реальности. Однако не превратится ли Magic Leap в новую форму цифровой зависимости? Если линзы будут отображать фотореалистичные изображения, пользователь может вскоре потерять способность различать реальность и виртуальный мир. А в случае взлома устройства, хакеры смогут заставлять владельца видеть то, что им выгодно. Magic Leap предоставляет потрясающие возможности, предсказать и оценить которые сложно.

Опасности виртуальной реальности

В телевизионном шоу: в эпизоде «Тест игры» (3.02), персонаж Купер (в исполнении Уайатта Расселла) проходит испытание игрой, которая основана на передовой технологии. Имплантируемый в его голову чип взаимодействует с мозгом, создавая в сознании Купера невероятно реалистичные образы. Это напоминает скорее не виртуальную, а дополненную реальность. Задача игры — пугать игрока, и в итоге она успешно справляется с этой задачей.

В реальной жизни: очевидно, что современные VR-игры ещё не достигли такого уровня. Технологии дополненной реальности пока не способны создавать детализированные проекции. Однако подобные проекты, такие как Microsoft Hololens, постоянно модернизируются и представляются на рынке.

Совершенно иная ситуация складывается с очками виртуальной реальности. Они кардинально изменяют восприятие окружающего пространства, и организм не всегда может справиться с этой нагрузкой. Пользователи VR-устройств часто жалуются на разные недомогания: от лёгкой дезориентации и усталости в глазах до тошноты. У людей без подготовки головокружение может возникнуть уже через три минуты использования. Именно поэтому производители рекомендуют делать перерыв каждые 30 минут.

К счастью, недомогание — это всего лишь незначительный побочный эффект. До сих пор не зафиксировано ни одного несчастного случая, связанного с использованием VR-очков. Однако ощущения, которые предоставляет виртуальная реальность, могут быть очень близки к реальным. Производителям следует обратить больше внимания на проблему биологической совместимости этих устройств. На кого жаловаться, если вам стало плохо из-за VR-очков? Кто назначит лекарства и проконсультирует вас по поводу того, можно ли вам ими пользоваться? Возможно, скоро появятся специалисты-медики, изучающие взаимодействие людей с технологическими устройствами.

Анонимный буллинг в Интернете

В сериале: в эпизоде «Заткнись и танцуй» (3.03) хакеры заражают вирусом компьютер 19-летнего Кенни (Алекс Лоутер). Используя веб-камеру, они получают компрометирующую информацию о молодом человеке и начинают его шантажировать. В результате Кенни вынужден выполнять их требования, ведь иначе интимная видеозапись с ним окажется в интернете.

В повседневной реальности представленный в сериале случай — это пример сетевого буллинга (кибербуллинга). Может показаться удивительным, что Чарли Брукер выбрал такую обычную тему, ведь в ней нет ничего фантастического. Однако масштаб этой угрозы и почти полная неподвластность преступников представляют серьезную опасность для любого интернет-пользователя.

Аналогичных случаев множество. Один из наиболее известных произошёл весной этого года, когда пользователь анонимного имиджборда 2ch несколько дней наблюдал за жизнью сотен людей через веб-камеры. Он транслировал свои действия как шоу на YouTube. Хакер имел практически полный доступ к компьютерам жертв: активировал микрофоны, показывал личные страницы, распространял интимные фото и видео. В общем, развлекался как мог. Личность злоумышленника так и осталась необнаруженной.

Анонимность в сети обеспечивает чувство безнаказанности и открывает множество возможностей, которые иногда могут приводить к положительным результатам. К примеру, в текущем году пользователи анонимных имиджбордов инициировали скандал с девушками из Хабаровска, которые убивали животных ради забавы. Хакеры получили удаленный доступ к данным на компьютере одной из девушек, и собранные ими фотографии помогли разжечь скандал в СМИ. Сообщения в прессе вынудили полицию возбудить уголовное дело и задержать нарушительниц.

Чаще всего кибербуллинг происходит из-за злости или ради развлечения. Пользователи того же анонимного форума довели до увольнения учительницу из Санкт-Петербурга. Их разоблачение, связанное с её участием в эротических фотосессиях, привело к рассылке интимных снимков её коллегам и ученикам. В отличие от хабаровских нарушительниц, учительница закона не нарушала. Но когда тролли останавливали на этом?

Темпы развития информационных технологий значительно опережают скорость, с которой люди привыкают к ним. Часто мы не замечаем всех возможностей, которые они открывают. Не стоит бояться технологий, но важно помнить, что они являются двусторонним мечом.

Реакция кинокритиков на 6 сезон

15 июня 2023 года на Netflix был выпущен шестой сезон мрачной антологии Чарли Брукера. Новые эпизоды пришлись по вкусу критикам — в настоящее время они имеют 73% положительных отзывов на Rotten Tomatoes.

Сложно определить, что происходило за кулисами проекта «Черное зеркало» в последние годы, но с внешней точки зрения это выглядит так: у Чарли Брукера иссякли идеи для его технотриллера, и он начал самоповторяться. Третий, четвертый и пятый сезоны были вытянуты не столько захватывающими концепциями, сколько огромными бюджетами, позволившими создавать эпизоды с участием звезд уровня Брайс Даллас Ховард или Майли Сайрус и не экономить на сценографии.

Ну а в шестом сезоне случился предсказуемый поворот событий: Брукер и Netflix решили переосмыслить «Черное зеркало» и окончательно уйти от заезженных сюжетов про смартфоны, соцсети, камеры и злые корпорации. Да, с этого момента сериал можно было бы назвать «Страшные сказки Чарли Брукера», но отказываться от мощного бренда, конечно, никто не думает.

На этот раз Брукер явно стремится как можно дальше уйти от технологий. Во втором эпизоде, именуемом «Лох Генри», герои отправляются в захолустные места без связи и используют старые кассетные камеры вместо современных устройств. В четвертой серии главная героиня, роль которой исполняет Зази Битц, демонстрирует своему соседу новинку iPod shuffle, удивляясь его компактности и подчеркивая, что ожидать взгляда в будущее в этом эпизоде не стоит.

В то же время, Брукер никогда не был по-настоящему выдающимся автором, но он умел превращать простые идеи в увлекательные маленькие миры, за развитием которых интересно наблюдать. И не просто так, что недавнюю презентацию Apple Vision Pro многие сравнивали именно с «Черным зеркалом»: эта антология стала нарицательной, дожив до шестого сезона на стриминговом сервисе, который бережно считает каждую копейку.

Шестой сезон «Черного зеркала» доказывает, что Чарли Брукер — мошенник, использующий фальшивые карты, а окружающие либо делают вид, что не замечают этого, либо действительно не замечают подвоха. Никогда ранее этот сериал не отклонялся так сильно от своего первоначального концепта, заявленного в первых сезонах. Констатируем: «Черное зеркало» — это шоу о: а) том, как гаджеты нас развращают; б) нелепости современного общества; в) опасности ближайшего будущего. Эти идеи можно извлечь практически из любого интервью Брукера.

Однако у «Черного зеркала» были свои удачные моменты — трогательная романтическая история «Сан-Джуниперо» и интерактивный эксперимент «Брандашмыг». Но в целом Брукер остается мыслителем не самого высокого уровня.

В новых сериях видно, что концепция окончательно потеряла свою целостность — слабая, неряшливая, а местами и вовсе кринжовая идея распадается на части (это началось еще в предыдущем сезоне, когда технологическая составляющая отошла на второй план, уступив место простому гуманизму). По сути, «Черное зеркало» в его традиционном понимании напоминает только первый эпизод шестого сезона под названием «Джоан ужасна». В этом эпизоде главная героиня (которая сыграна Энни Мерфи) неожиданно осознает, что ее повседневная жизнь стала материалом для не самой приятной телесаги с цифровой версией Сальмы Хайек (роль которой также исполняет Сальма Хайек). Интригует? В общем, да, если не обращать внимания на неловкую метаиронию (Брукер пытается высмеять жадность стриминговых сервисов и особенно Netflix; в повествовании упоминается платформа Streamberry с характерным тудум-звуком в заставке).

Однако все остальные эпизоды шестого сезона написаны совершенно не придерживаясь традиционных правил антологии. Самый яркий пример — это пятая серия. «Демон 79» — это не технофобский триллер, а ретрохоррор о Британии 1970-х (режиссер Тоби Хэйнс неудачно пытается воспроизвести стиль Питера Стриклэнда), где демон (!!!) пытается принудить девушку убить троих людей, чтобы предотвратить ядерную катастрофу.

Даже в тех эпизодах, где технологии хоть как-то задействованы, всё показано не совсем искренне. Третья серия, «За морем» — это драматическая история о космонавтах (в исполнении Джоша Хартнетта и Аарона Пола), которые участвуют в многолетней миссии, но могут посещать Землю через своих аватаров — роботизированных двойников, абсолютно схожих с ними. Почему события происходят в конце 1960-х, какой современный аспект хочет подчеркнуть Брукер? Сам эпизод неплох, но вписывается ли он в концепцию «Чёрного зеркала»? Скорее нет, чем да.

Вторая эпизод «Лох Генри» предлагает зрителю интересную сатиру от Брукера на жадные стриминг-сервисы и режиссеров, жаждущих нажиться на высоких рейтингах, которые привлекают тру-крайм-шоу. Однако! История true crime далеко не нова; она была известна еще в XX веке (например, документальный фильм «Потерянный рай» на HBO или нон-фикшен-роман «Хладнокровное убийство» Трумэна Капоте). Таким образом, Брукер, фактически, в своих упреках звучит как старомодный критик, упуская из виду, что критикуемые им тренды существуют долгие годы, и современные технологии здесь ни при чем.

Четвертая серия вызывает особое смущение. В этом эпизоде папарацци (Зази Битц) настойчиво следит за актрисой (Клара Ругор). Но здесь следует остановиться, чтобы избежать спойлеров. Скажем лишь, что ключевым моментом этой истории становится необычное явление. Возникают два вопроса: серьезно ли Брукер критикует папарацци в 2023 году?! Это кажется очень устаревшим приемом. Что будет дальше, серия-пародия на печатные машинки? И финал этой истории точно не типичен для «Черного зеркала», скорее это напоминает эпизод из «Кабинета редкостей Гильермо дель Торо».

Вопрос «Почему сериал по-прежнему носит название „Черное зеркало“?» является чрезвычайно значимым. Брукер и Netflix (причем их неуклюжая критика возникает и в эпизоде, посвященном true crime) пытаются продать зрителям новый продукт под старым, хорошо известным брендом. Возможно, кому-то это придется по душе (или, судя по оценкам критиков, даже большинству). На мой взгляд, это откровенное мошенничество.

Итак, мы подходим к заключительной мысли: «Черное зеркало» больше не представляет собой антологию, построенную на сатирическом изображении современного общества и технофобских прогнозах на будущее. Теперь это… всего лишь некачественная копия «Сумеречной зоны», где все эпизоды связаны лишь ярким финальным моментом. Или же это просто сборник сатирических рассказов в духе Рубена Эстлунда; каннский фаворит в настоящее время снимает фильм о том, как все сходят с ума, когда на борту самолета отключается мультимедийный развлекательный центр. Если эти два мастера сатиры когда-нибудь решат работать вместе, то это вряд ли удивит кого-либо.