Как правильно настроить боковые зеркала в автомобиле?

Авто и Мото

Каждое легковое транспортное средство стандартно оборудуется зеркалами заднего и бокового вида. Эти компоненты необходимы для обеспечения безопасности на дороге. В автошколах учащихся в первую очередь обучают использовать такие элементы конструкции при перестроениях, обгонах, парковке и движении задним ходом. Особенно важно правильно настраивать и регулировать зеркала. Основная задача водителя – гарантировать хорошую видимость и уменьшить или устранить слепые зоны.

На автомобилях, как отечественных, так и импортных, могут быть установлены как плоские, так и сферические зеркала. Плоские зеркала точно передают картину сзади и по бокам автомобиля. Сферические зеркала обеспечивают больший угол обзора, но могут искажать изображение и удалять его. Это следует учитывать при настройке.

Также важен вопрос наличия механической или электрической системы регулировки. В случае с Калиной и множеством других отечественных автомобилей нужно применять рычаг, тогда как в большинстве иностранного автопрома для регулировки используются кнопки.

Историческая справка

Зеркала заднего вида давно стали неотъемлемой частью автомобилей, их основная функция — улучшение видимости на дороге. Первые такие зеркала появились еще в 20-е годы XX века и устанавливались внутри салона. Лишь спустя два десятилетия добавилось зеркало на левом боку. В отечественном автомобильном производстве и в дорожных правилах того времени, интенсивность транспорта позволяла использовать только салонное зеркало даже после войны. Лишь в 50-е годы на советские машины начали ставить левое зеркало либо на крыло, либо на водительскую дверь. Правое боковое зеркало можно было установить по желанию водителя, но оно не было обязательным. Ближе к концу 80-х годов тройное оснащение зеркалами стало стандартом на территории России. Для полноценного контроля дорожной обстановки каждый водитель должен уметь правильно настраивать зеркала в автомобиле.

Что такое и чем опасны так называемые «слепые» зоны?

«Мертвыми» зонами называют те области обзора, которые выходят за пределы уверенного визуального контроля водителем. Самую большую опасность представляют мертвые зоны сбоку и позади автомобиля, затрудняющие контроль транспортного средства на соседней полосе при движении и усложняющие процесс парковки. Эти зоны за автомобилем могут стать причиной столкновений и наездов на препятствия при движении задом.

Значение боковых зеркал

Настройка боковых зеркал является ключевым фактором вашей безопасности на дороге. Неправильная регулировка сокращает видимость и повышает вероятность попадания в аварию. Водитель не может адекватно отслеживать обстановку вокруг автомобиля, вынужден делать лишние движения головой, больше отвлечен от дороги, что ведет к потере контроля над ситуацией. Быстрое движение других транспортных средств лишь усугубляет этот риск, особенно для неопытных водителей.

При неправильной настройке зеркал образуются увеличенные мёртвые зоны. В результате водитель может не заметить другой автомобиль при перестроении или обгоне. Временно исчезает из поля зрения транспортное средство, движущееся в том же направлении.

В современных транспортных средствах имеются электрические системы безопасности, которые звуковым или световым сигналом уведомляют о препятствиях, находящихся в мёртвых зонах. Тем не менее, даже при наличии таких технологий нельзя пренебрегать правильной настройкой зеркал, и эти навыки важны для всех водителей.

Как грамотно отрегулировать боковые зеркала заднего вида

Нет единственно правильного положения зеркал, поскольку оно зависит от индивидуальных особенностей водителя — его роста и посадки за рулём. Тем не менее, настройка зеркал в автомобиле — как боковых, так и внутрисалонного — должна быть проведена сразу же, как только вы впервые садитесь за руль данного автомобиля. Основное правило регулировки зеркал связывается с необходимостью получить максимально полный и всесторонний обзор дорожной обстановки.

Важно помнить, что регулировка зеркал осуществляется только после того, как вы максимально комфортно настроите водительское сидение в том положении, в котором собираетесь управлять автомобилем. Сначала установите сидение так, чтобы удобно полностью сидеть, плотно прижимая спину, но не голову. Обе руки должны свободно лежать на руле в слегка согнутом состоянии. Ноги вытянуты и немного согнуты в коленных суставах. Если вы измените положение сидения, придется снова настраивать зеркала. Регулировать их во время движения категорически нельзя, так как это может вызвать аварийную ситуацию.

При настройке зеркал в автомобиле следует учитывать, что в современных легковых автомобилях устанавливают не только плоские, но и сферические зеркала. Плоские зеркальные поверхности достоверно отражают текущую ситуацию, тогда как сферические могут искажать изображение, но зато расширяют угол обзора.

Настройка левого бокового зеркала

Итак, как следует регулировать боковые зеркала автомобиля? В первую очередь, водителю необходимо устроиться правильно и комфортно — отрегулировать положение сиденья и рулевой колонки. Только после этого можно приступать к настройке зеркал.

  • После настройки сиденья и рулевой колонки сядьте ровно и примите удобную позу за рулём, прижав спину к сиденью.
  • Немного поверните голову и взгляните в окно, чтобы увидеть зеркало.
  • Сначала настройте зеркало по горизонтали — так, чтобы угол обзора позволял увидеть небольшой участок кузова автомобиля (ручку двери, заднюю часть крыла), примерно 5–7 процентов от общего вида в зеркале.
  • Следующим шагом будет регулирование зеркала по вертикали: в отражении должны быть видны небо и дорога в соотношении около 40:60. Важно производить эту регулировку на ровной поверхности или дороге. При смене угла наклона автомобиля вид в зеркале изменится.
  • Чтобы убедиться, что зеркало настроено правильно, наклонитесь влево почти до касания бокового окна. В отражении вы должны видеть значительную часть заднего крыла — оно должно занимать примерно треть пространства в зеркале.

Регулирование правого бокового зеркала

Множество автолюбителей, особенно те, кто недавно сел за руль, зачастую пренебрегают использованием правого зеркала, предпочитая в основном пользоваться только левым и салонным зеркалами. Однако подобное поведение является серьёзной ошибкой. Правое зеркало предоставляет массу информации и может значительно облегчить выполнение различных маневров.

Это зеркало особенно полезно при параллельной парковке, при заезде или выезде во двор через ворота, при перестроении из левого ряда в правый, а также когда водитель хочет припарковаться вплотную к бордюру.

Основные принципы правильной настройки правого зеркала:

  • Отрегулируйте зеркало так, чтобы было видно небольшую часть заднего крыла, аналогично левому зеркалу, примерно 5–7% от общего обзора.
  • Отражение неба и дороги в правом зеркале должно составлять примерно 30% и 70% соответственно, чтобы облегчить контроль за обочиной при парковке.
  • Когда водитель наклоняется вправо так, чтобы его голова находилась примерно посередине салона, он должен полностью видеть правое заднее крыло. Вернувшись в исходное положение, он должен также видеть полностью соседний ряд или обочину, а также небольшую часть своей полосы движения.

Следует обязательно настроить зеркала так, чтобы в них была видна небольшая часть крыла: это поможет правильно оценивать расстояние до других автомобилей и обстановку на дороге относительно вашей машины. Видеть в зеркала только дорогу — это неверно. В этом случае потребуется заново корректно настроить боковые зеркала автомобиля.

Водителю достаточно лишь движения глаз, чтобы бросить взгляд в левое боковое зеркало и оценить безопасность манёвра, а также немного повернуть голову, чтобы посмотреть в правое. Крайне не рекомендуется открывать взгляд от дороги дольше одной-двух секунд.

Напоминаем, что для владельцев автомобилей с правым рулём последовательность действий будет противоположной: начните регулировку с правого зеркала, добившись для него соотношения «небо-земля» 40/60%, а затем настройте левое зеркало с соотношением 30/70%.

Настройка зеркала заднего вида

Несмотря на то, что каждый водитель обычно настраивает зеркала «под себя», зеркало заднего вида необходимо отрегулировать так, чтобы его центр совпадал с центральной точки обзора заднего стекла вашего авто. Не беспокойтесь, если в зеркале виден фрагмент собственного отражения или подголовник — это допустимо.

Поступаем следующим образом:

  • сядьте в кресло в привычное положение для вождения; если требуется, настройте кресло дополнительно;
  • как только достигнута удобная поза, посмотрите в зеркало заднего вида — заднее стекло вашего автомобиля должно полностью отражаться;
  • если в отражении виден потолок, опустите зеркало вниз;
  • регулируйте зеркало до тех пор, пока его центр не совпадет с центральной точкой заднего стекла авто.

Видите заднее стекло полностью и оно находится по центру? Отлично, значит вы сделали все правильно.

Как проверить мертвые зоны

После выполнения всех вышеописанных шагов, следует проверить слепые зоны, так как даже правильно настроенные зеркала не всегда их устраняют.

Вы можете сделать это, например, в пробке. Обратите внимание на автомобили в соседних рядах — где они видны в зеркалах, а где нет. Еще один способ — попросить кого-нибудь пройти вокруг автомобиля на парковке. Там, где эта личность будет исчезать из виду в зеркалах, находятся слепые зоны. При корректной настройке зеркал человек, выходящий из области обзора центрального внутрисалонного зеркала, должен почти мгновенно оказаться видимым в боковом.

Проверка корректности регулировки зеркал

После завершения настройки зеркал еще раз убедимся, что все скорректировано правильно:

  • В левое зеркало нужно просто перевести взгляд, не поворачивая голову. Видна небольшая часть заднего крыла автомобиля, дорога, а также небо в верхней части зеркала.
  • Слегка повернув голову вправо, можно увидеть небольшую часть заднего правого крыла автомобиля, дорогу и небо. В правом зеркале пропорции неба и дороги разные — неба меньше, дороги больше, чем в левом.
  • В салонном зеркале полностью отображается заднее стекло машины.
  • Если сначала заглянуть в зеркало заднего вида, а затем в левое боковое, то объект позади вас, постепенно исчезая из салонного зеркала, уже отражается в боковом.

Проверку выполняем при помощи другого человека, на ровной площадке и никогда не во время движения! Регулировка и проверка осуществляются до выезда на дорогу.

Советы и рекомендации

  • Отрегулировать зеркала нужно сразу после приобретения автомобиля и после использования машины другим водителем.
  • Настройку боковых зеркал следует выполнять на остановившемся автомобиле. Делать это в процессе движения категорически не рекомендуется, так как водитель отвлекается от дороги и сложно добиться необходимого обзора.
  • Постоянное наблюдение за ситуацией на дороге через зеркала важно не только перед выполнением перестроений или иных манёвров, но всегда.
  • Правильная настройка зеркал не избавляет от мёртвых зон. Они обычно расположены сбоку и сзади автомобиля, поэтому необходимо помнить, что в эти зоны могут попадать даже крупные автомобили.
  • Необходимо учитывать, что отражённые в зеркале объекты кажутся более удалёнными, чем они есть на самом деле.
  • Основную часть изображения в зеркале должно занимать окружающее пространство, а не сам автомобиль. Эту ошибку часто совершают новички.
  • Не забывайте о правом зеркале. Его следует настраивать вместе с левым под себя и активно использовать во время вождения.
  • Конечно, правильно настроенные зеркала обеспечивают хороший обзор. Однако не стоит полагаться исключительно на них. Если у автомобиля нет видеокамер для заднего и бокового обзора, во время маневров желательно немного поворачивать голову. Это особенно важно при движении задом и перестроении в соседний ряд.

Как уменьшить число слепых зон

Несмотря на то, что в каждой машине есть несколько видов зеркал, они не могут дать полный обзор окружающей обстановки.

Вот какие меры предосторожности, помимо настройки боковых зеркал, можно принять:

  • Купить парктроник, который представляет собой уникальное устройство для облегчения парковки. Он оснащен бесконтактными датчиками, которые через звуковые сигналы информируют водителя о приближении к препятствиям. Специальный монитор отображает расстояние до ближайшей преграды.
  • Установить видеокамеру. В зависимости от модели, изображение может выводиться на экран бортового компьютера, навигатора, телевизора или другого устройства.
  • Монтаж асферического стекла. Его уникальность заключается в том, что ⅔ поверхности являются сферическими, а оставшаяся часть имеет сильное закругление. Эта конструкция практически полностью устраняет «мертвую» зону. Такие зеркала встречаются у многих современных автомобилей. Также в зеркалах особенно дорогих моделей дополнительно устанавливается специальный светодиод, который загорается при нахождении автомобиля в параллельном ряду. Это помогает предупреждать о возможной опасности при перестроении.

В ситуациях, когда трудно предсказать события позади, необходимо поворачивать голову в нужном направлении, сохраняя туловище в той же позиции. Иначе можно потерять контроль над дорогой и случайно повернуть руль в сторону.

Как парковать автомобиль с использованием зеркал

Для парковки без использования бортовых камер, датчиков и парктроника необходимо иметь определенный практический навык. Опытные автолюбители пользуются для этого лишь боковыми зеркалами. При въезде в парковочное место следите за нижним краем левого зеркала. Когда он приближается или сравнивается с краем здания, бордюра или другой границей, отделяющей проезжую часть от вертикального препятствия, можно останавливать автомобиль. В этом случае дистанция перед капотом до преграды будет составлять примерно 20-30 сантиметров.

При парковке задним ходом применяется аналогичный подход. Разница заключается в том, что надо смотреть непосредственно в левое зеркало. Тормозить следует, когда граница между дорогой и препятствием начнет исчезать из поля зрения. В этом случае расстояние до преграды сзади составит около 20 сантиметров.

Естественно, необходимо учитывать тип кузова вашего автомобиля и множество других аспектов, которые вы научитесь замечать и принимать во внимание с течением практического опыта.

Применение зеркал во время движения

Если вы уже освоили правильную настройку зеркал в машине, это значительно повысит вашу уверенность на дороге. Многие новички за рулем сталкиваются с трудностями при определении габаритов своего авто во время перестроений или маневрирования. Решение этой проблемы заключается в постоянном использовании зеркал.

Предположим, вы иногда смещаетесь ближе к левому краю полосы движения, так как вы не можете правильно определить расстояние между вашим автомобилем и обочиной или бордюром справа. Старайтесь чаще проверять правое зеркало, где хорошо видно боковую поверхность вашего автомобиля и его расположение относительно края дороги. Этот метод не даст точного математического измерения расстояния, но убережет от неприятных инцидентов.

Когда вы находитесь в средней полосе, визуально сравнивайте расстояние до дорожной разметки в обоих зеркалах и корректируйте направление так, чтобы эти расстояния были равны. Это поможет вам двигаться точно посередине полосы.

Чтобы уменьшить возможные визуальные искажения, не забывайте использовать зеркало заднего вида, что поможет вам точнее оценивать дорожную ситуацию.

Почему в каждом зеркале видишь себя по-разному?

Существует множество причин, по которым мы воспринимаем себя в различных зеркалах по-разному. — На отображение оказывает влияние освещение, угол обзора и ракурс отражения. Даже настроение, с которым вы подноситесь к зеркалу, также влияет на восприятие.

Обычные зеркала, как известно, изготавливаются из стекла, которое имеет небольшой зеленоватый «бутылочный оттенок». Но при снижении содержания железа в исходном материале, можно добиться прозрачного и максимально реалистичного отражения. Такие зеркала находят своё применение не только в домашних условиях, но и в салонах красоты и прочих местах, где требуется идеальная и точная «картинка» без искажения.

  • Единственным минусом осветленного стекла является его склонность к быстрому возникновению царапин при небрежном обращении.
  • Для его чистки рекомендуется использовать только мягкую ткань и избегать абразивных средств.
  • Существуют также тонированные зеркала, изготовление которых на стекольных фабриках осуществляется в различных оттенках, начиная с популярных бронзовых и серебряных, и заканчивая розовыми и зелеными.

Разумеется, если заглянуть в такое зеркало, отражение будет выглядеть неестественным, так как оно придает людям и предметам вокруг оттенок, в который само окрашено. А если обратить взгляд к искусственно состаренному зеркалу морена или к настоящему антикварному предмету, то можно увидеть себя и обстановку вокруг в антураже старины. Такие зеркала имеют потемнения, пятна, разводы, тонкую паутинку трещинок и патину. Таким образом, зеркала могут существенно различаться между собой и давать разное отображение.

Что означают точки на зеркале?

На самом деле, эта линия указывает на место стыка двух различных типов зеркал. Основная часть — это стандартное сферическое зеркало, которое можно найти в любом автомобиле. Однако меньший участок — это асферическое зеркало, обеспечивающее более широкий угол обзора.

  • Зеркала такого рода существенно увеличивают поле видимости, что оказывается полезным при парковке, маневрах в сложных участках и движении в городских условиях.
  • Отражение в них слегка удалено, что позволяет видеть больше по сравнению с обычными зеркалами.
  • Многие водители и автошколы монтируют маленькие асферические зеркала на основные или размещают их вблизи.

Они отлично помогают неопытным водителям лучше понимать размеры автомобиля. Тем не менее, следует учитывать, что асферические зеркала значительно искажают отражение, и по ним невозможно точно определить расстояние до объекта позади. Это может привести к наезду на препятствие или неправильной оценке дистанции до приближающегося позади автомобиля.

Какое зеркало увеличивает изображение в автомобиле?

Многие замечают, что к видимости в различных автомобилях нужно привыкнуть. Причина этого не в стеклах, а в зеркалах заднего вида и бокового обзора. В одних автомобилях зеркала сильно приближают объекты, в других они искажают и делают их выпуклыми.

Внутрисалонное зеркало заднего вида изначально создаётся не плоским, а слегка вогнутым. Это обеспечивает расширение угла обзора, позволяя водителю видеть автомобили, находящиеся вдали. Также такая конструкция концентрирует свет таким образом, чтобы водитель мог различать машины, располагающиеся в пределах 30—50 метров за ним, при этом исключая попадание в поле зрения второго ряда сидений и подголовников задних сидений, которые часто ограничивают видимость.

Эффект приближения транспортных средств также присутствует. Обычно это делается для того, чтобы водитель не предпринимал резких маневров и не создавал опасных ситуаций, так как ему кажется, что другие автомобили движутся рядом. Чтобы максимизировать обзор и уменьшить слепую зону справа, правое зеркало заднего вида делают выпуклым. Это позволяет водителю увидеть автомобиль сбоку и не совершить повороты руля, которые могли бы привести к аварии.

Кроме того, из-за выпуклого профиля зеркало рассеивает лучи света, немного искажает и приближает объекты. Именно в этих искажениях заключается хитрость. Разные автопроизводители используют собственные методы при создании зеркальных элементов. Как результат, пересаживаясь на другую машину, водитель должен адаптироваться к новым зеркалам. Здесь возникает определенная опасность.

Из-за непривычки, не верно оценив расстояние, он может выполнить неосознанный маневр и столкнуться с другим автомобилем. Поэтому советуем сначала привыкнуть к габаритам новой машины и ее зеркалам, прежде чем выехать на оживленное шоссе.